В переменных мы храним данные, которыми мы можем затем манипулировать. Стандартное объяснение, что переменные - это ящики, не совсем верно для Python. В Python переменные являются ссылками на объект в памяти (оперативной) компьютера. Тогда корректнее сказать, что переменная - это этикетка на ящике (объекте в памяти). Это объясняет некоторые механизмы работы с переменными, но о них я расскажу в других статьях.
Переменные в Python объявляются с помощью оператора =
.
Слева от него - имя переменной, а справа - ее значение.
x = 12
my_letter_to_you = 'Привет'
pi = 3.14
Также оператор =
поддерживает множественное присваивание:
x, my_letter_to_you, pi = 12, 'Привет', 3.14
Т.е. мы пишем названия переменных слева и в таком же порядке их значения справа от оператора =
У всех переменных есть свой тип. У x
тип int
, у my_letter_to_you
- str
, у pi
- float
.
Тип определяет то, какие операции поддерживает объект (в python все переменные являются объектами). Т.е. зная тип, мы можем понять, что можно с ней сделать. Например, тип переменной - tuple
(кортеж), а это значит, что мы не можем его менять.
Немного выше я упомянул слово операции. С одной мы уже знакомы - операция присвоения с помощью оператора =
.
Есть множество операторов. Их я приведу чуть ниже в таблице. Но пока что стоит запомнить еще один термин - операнд. Операнды - это то, над чем выполняет действие оператор.
10 - 5
В примере 10
и 5
являются операндами, а -
является оператором.
Ниже приведены арифметические операторы:
Оператор | Описание | Пример | Результат |
---|---|---|---|
+ |
Сложение, прибавляет значение одного операнда к другому | 15 + 10 |
25 |
- |
Вычитание, вычитает из значения одного операнда другой | 15 - 10 |
5 |
* |
Умножение, умножает один операнд на другой | 5 * 7 |
35 |
/ |
Деление, делит один операнд на другой | 5 / 2 |
2.5 |
% |
Деление по модулю, возвращает остаток от деления | 5 % 2 |
1 |
** |
Возведение в степень | 2 ** 4 |
16 |
// |
Целочисленное деление, т.е. деление, в котором возвращается только целая часть результата. То что после запятой не показывается | 5 // 2 |
2 |
Чтобы продолжить рассказывать про операторы я должен остановиться на типах.
Есть несколько основных типов, которые вам необходимо знать:
- int
- целые числа
- str
- строки
- bool
- булево значение, т.е. True
или False
, истина или ложь
- float
- число с плавающей точкой, т.е. десятичные дроби (9.5
, 22.22222
и т.д.)
В следующих статьях будут рассмотрены коллекции - типы, которые способны хранить в себе множество значений.
Результатом сравнения всегда является значение типа bool
- True
или False
Оператор | Описание |
---|---|
== |
Сравнивает два операнда. Если они равны то True , а если нет, то False |
!= | Если один операнд НЕ равен другому, то True , если нет, то False |
> |
Если левый операнд больше правого, то True , если нет, то False |
< |
Если левый операнд меньше правого, то True , если нет, то False |
>= |
Если левый операнд больше или равен правому, то True , если нет, то False |
<= |
Если левый операнд меньше или равен правому, то True , если нет, то False |
Объектно-ориентированное программирование - одна из самых распространенных парадигм. Знание ООП позволит сделать код более гибким и масштабируемым
Для написания сложных программ необходимо использовать сторонние библиотеки. Они позволяют использовать готовый функционал. Также можно использовать модули для компоновки вашего приложения.
В Python 3.10 был добавлен новый функционал - сопоставление с шаблонами с помощью ключевых слов match и case. В статье также рассматривается производительность match/case по сравнению с if/else.
В этой статье описано, что означают различные классы исключений. Также рассмотрено создание собственных классов исключений.